Метро — не транспорт! Люди — не роботы!

Взрослые серьезные люди (особенно те, кто редко спускается в подземку) полагают, что метро и поезда — это просто транспорт. Что-то, призванное «предоставлять пассажирам услугу перевозки пассажиров» — в мире взрослых много уродливых, бессмысленных, но пугающих слов. Сегодня я докажу, что все это ложь, рассказав о пяти детских книгах.

1. Метро — это удивительный сказочный мир

Нормальный человек-ребенок, проходя через странные стеклянные двери станций, попадает во что-то вроде сказки или зоопарка, — в общем, оказывается в волшебном мире. Поезда для него — гигантские животные, резвящиеся в подземных туннелях (а перед сном человечки их моют и укладывают спать, заботливо укутывая одеялами и подкладывая подушки). Вы только представьте себе размер подушек! Нормальный ребенок всегда ждет чуда. Его мир — это мир, населенный волшебными существами. Они осязаемы и реальны. Они встречаются всюду, особенно - в метро...

В общем, для тех детей и родителей, оставшихся детьми, которые живут в мире чудес, любят фантазировать и веселиться, гигантская книга для разглядывания от Издательского Дома Мещерякова (бренд ИД Мещеряков) — самый подходящий формат. Много интересного можно узнать из этой книги о жизни поездов и их хозяев, людей и персонажей. Я для себя открыла новую роль Волка по отношению к семи козлятам...

(И да: я многое бы в детстве отдала за возможность вместо скучных рядов мелких цветочков своих обоев разглядывать иллюстрации Александра Храмцова... Впрочем, и в детстве современных детей таких обоев нет.)

2. Поезда - это путешествие по странам и времени

Дети любят путешествовать. Для них это также естественно, как дружить с каждым встречным и тянуть в рот несъедобные вещи. Потому что каждый встречный, вещи и путешествия — это паззлы-кусочки, из которых складывается мир. Как отправиться в путешествие, если машину времени еще не изобрели, а денег в копилке не хватит, чтобы зараз облететь всю Землю? Человечество изобрело для этого книги. 

С помощью Большой Книги Поездов в иллюстрациях человека-ребенка Маттиаса де Леу, выпущенной издательством Манн-Иванов-и-Фербер (бренд «МИФ»), можно исколесить весь мир! Стартуем с северо-востока Англии в 1825 году, отправляемся в Ливерпуль и Манчестер. Далее — путешествуем по Северной Америке, улепетывая от индейцев. Затем на паровозе «Адлер» пересекаем поля и луга Германии... нас ждут Париж! Швейцарские Альпы! Удивительная Индия и загадочная Транссибирская магистраль...

Кроме того, можно выбрать, на каком тепловозе и в каком вагончике путешествовать. Я, правда, никак не могу выбрать: меня больше привлекает императорский вагон или поезд-цирк?..

(И чтобы эффект путешествия был совсем настоящим — в дополнение к книге можно сыграть в игру «Билет на Поезд»: это такая состаренная карта Европы начала прошлого века и множество маленьких паровозиков, которыми протягиваются магистрали, чтобы соединить прекрасные города… Йо-ху!)

3. Метро  Город Луны

Кстати, о строительстве... Чтобы ездить в метро, надо построить под землей еще один город. Прямо под верхним городом. Фактически: в земле (в воде или в скалах), в кромешной тьме, с нуля создать новый и прекрасный мир. Кто эти строители, проходчики, создатели станций? Прометеи, вырывающие у равнодушных богов пространство для жизни. Демиурги, соревнующиеся в создании миров. 

Все для ребенка, которому суждено создавать миры, вы найдете в книге Издательства «Настя и Никита» «Метро. Подземный город». Сотни деталей: от тюбинга до турникета и видов колонн — в незаметном сопровождении служителей метро, этих ангелов-хранителей, заботящихся о нас в параллельном мире, которых, если задаться целью, можно отыскать на созданных Наталией Кондратовой картинах.

Любому уникальному городу нужны свои правила (во взрослом мире они называются «распоряжениями» и «законами»): те обособленные правила, соблюдая которые, можно жить в комфортном, красивом, безопасном мире. Кто создает правила для миров? Конечно же, жители города! Никто, кроме них, знающих, «как тут все уникально устроено», «почему это будет работать, а вот так не будет», «от этого всем будет комфортно, а вот это бессмыслица и надо выкинуть», не может придумывать правила, спуская их сверху или из других «городов». Правила, которые подходят Городу Солнца, не подходят для Города Луны, это очевидно.

(И чтобы воображение научилось играючи строить миры, для детей придумали игры. Раньше у маленьких демиургов были железные дороги, автомобили, наборы-конструкторы — такие же маленькие модели частей реального мира. Где все сейчас?! Нет ничего. В городе, где запрещено практически все, ничего и не может быть... Но и тут нас спасут издатели: «Умная бумага» делает поезда, которые можно собрать без ножниц и клея...)

4. Метро и поезда  это история изобретений и отношений машин и человека

В книге издательства Кати Каширской (бренд «Пешком в историю») отчетливо видно, что все изобретения человечества — для удобства людей. Чтобы облегчить ДЕЛО, которому каждый человек решил посвятить свою жизнь. Чтобы полицейским было удобно патрулировать улицы, водителям школьных автобусов - возить детей на экскурсии, пожарным и врачам — выезжать спасть людей. 

На иллюстрациях Ани Десницкой любой ребенок заметит людей: кочегаров, сигналистов, машинистов, кондукторов, медсестер, официантов, художников, доярок, трубочистов, императоров, изобретателей, промышленников... Людей в спальных вагонах, в кафе и вагонах-ресторанах, на платформах станций... Которые тоже кто-то: полицейские или сыщики, дети и молочники, военные и спортсмены, пожарные и мороженщики...

[Сложившийся на этой книге дуэт Десницкой и Литвиной дал миру «Историю старой квартиры» издательства Ирины Балахоновой (бренд «Самокат»). — Прим.авт.]

Разница между машинами и людьми очень заметна: на этих картинках подробно описано, как устроены машины — и каждый ребенок может понять, как и почему она работает. Если дать подробную картинку с устройством человека, ничто не объяснит нам, «как человек работает». Почему он работает? Иногда — в невозможных для работы условиях. Если в автомат засунуть деньги или жетон — он что-то сделает, если не сломанный. С людьми все не так. Наоборот! Человек сломан, если для того, чтобы что-то сделать для людей, надо впихнуть в него деньги. 

Довольно странное «открытие» от детской книжки про поезда и метро: люди — не машины, не роботы. Люди — изобретатели роботов и машин. Для людей (не наоборот!). Люди — это Прометеи и Демиурги. Те, кто мечтает о том, чтобы всем вокруг было удобно и хорошо. И, пожалуй, именно в этой книге так отчетливо видишь отличие Человека от Робота: Человек всегда ищет идеи и путь, как (в том числе, с помощью машин) именно он может сделать других людей счастливыми.

5. Метро  это Храм Культуры

Мы так много рассказывали про книгу моего Издательства «Фордевинд» «Метро Петербурга», что повторяться не буду. Скажу лишь, что в Храм Культуры нельзя лезть в грязных сапогах и со своим уставом. Снимите обувь и затаите дыхание, чтобы прикоснуться к Чуду... Однако тираж уже кончился, так чего уж...

Ваша Аня Амасова

Иллюстрация Ильи Тихомирова

Уведомить о выходе книги